?

Log in

No account? Create an account

ПОПУЛЯРНЫЙ КОРБЮЗЬЕ

"Архитектура - это искусство строить"


Previous Entry Share Flag Next Entry
Капелла в Роншане.
Carmel
carmelist wrote in corbusier
Chapelle Notre-Dame-du-Haut de Ronchamp

Кликабельно !
Панорама

Восемь лет назад накануне третьего тысячелетия коллегия Международной Академии Архитектуры (IAA) назвала 10 лучших архитектурных произведений ХХ века. Первое место в десятке оказалось легко предсказуемым...



Роншан, расположенный в северо-восточной оконечности французской провинции Франш-Конте, что западнее Эльзаса, оказался всего в сотне километров от нашего очередного циммера во время осеннего европейского путешествия. Упустить такой случай, как вы понимаете, невозможно, и уговорив друзей, мы пересекли Рейн и направились на запад в сторону Мюлуза, Бельфорта, Роншана.



Капеллу мы разглядели издалека задолго до появления первых указателей. Её холм - (действительно учебники не врут) самая высокая точка в округе, и не заметить белое пятно собора в плотном зеленом антураже практически невозможно. Однако с момента въезда в Роншан и до окончания подъема на гору сооружение не видно. Нет даже намека. Оно замаскировано основательно высоченными деревьями и, пока не уплачено по три евро на брата, у вас нет шансов. Через некоторое время вы начинаете понимать, что все это часть хитроумного французского плана - капелла открывается зрителю не просто постепенно, а в соответствии с иерархией её знаковых элементов. Первой в разрезе растительности появляется знаменитая отдельно стоящая апсида, потом к ней добавляется не менее узнаваемая "шляпа монашки" и наконец разноцветное пятно традиционной живописи Корбюзье на главном входе.

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Я всегда представлял себе камерность этого произведения, но внезапно оказалось, что любые изображения не имеют ни малейшего отношения к его реальному масштабу. Оно настолько велико, что трудно захватить фасады целиком штатным объективом в одном кадре. Поэтому то, что вы сейчас увидите в большинстве случаев - сшитые панорамы. Надо сказать, что смотрители Роншана отнеслись очень предусмотрительно к нуждам фотографирующих посетителей и разместили в двух местах рядом с капеллой специальные возвышения для съемки. С высоты первой горки я безуспешно пытался снять южный фасад капеллы.

Photobucket - Video and Image Hosting

Затем отправился ко второй, но по пути вынужден был останавливаться чуть ли не каждый метр и фотографировать очередной ракурс восточного алтарного фасада - эта часть сооружения настолько динамична, что меняет его образ с каждым движением зрителя.

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Восточный алтарный фасад почему-то не любят фотографы, и этот участок пробегают быстро в направлении "пирамиды ацтеков". А зря! Тут обязательно стоит остановиться и помолчать. Или хотя бы вернуться сюда после посещения капеллы внутри, когда наступает озарение. Восточный и западный фасады - два мира, повернутые Корбюзье на 180 градусов. Восточный - разрывает традиционные для любого храма апсиды и фактически выставляет свету интерьер христианского алтаря. Западный - это "уложенная" на землю колокольня. Что-то недодумали хитроумные французы в их стремлении срежиссировать осмотр капеллы, и не догадались поставить на этом месте банальную скамейку.

Photobucket - Video and Image Hosting

"Пирамида Ацтеков" вероятно была тут построена в незапамятные времена. Во всяком случае именно так она и выглядит.

Photobucket - Video and Image Hosting

Фотопанорама капеллы, сделанная с нее - является самой популярной в архитектурной периодике. Зрелище завораживает, особенно в сочетании с колокольными перепевами.

Photobucket - Video and Image Hosting

Пока мы тут стоим и смотрим сверху на капеллу я вам расскажу одну не самую популярную версию необычности архитектурного решения капеллы Нотр-Дам-дю-О. Рассказывают, что Корбюзье, возвращаясь из Москвы, где он строил здание Центросоюза на Мясницкой, специально посетил Псков. Там он был настолько поражен необычностью псковской архитектуры и в частности Храмом Богоявления с Запсковья , что впоследствии использовал основные принципы псковской школы для проектирования Роншана.

Сказка это или правда я не знаю. Но вот факты. Традиционный псковский храм - это грубо вручную обработанные толстые слегка наклоненные вовнутрь стены, прорезанные тонкими окнами-бойницами, это три классические апсиды, одна из которых выше двух остальных, это мягкий рисунок покрытия кровли и луковиц, выполненный чаще всего из дерева, это белый цвет и свет снаружи и полумрак цветной иконописи внутри. Роншан - это толстые наклоненные вовнутрь стены, обработанные грубым штукатурным набрызгом и прорезанные тонкими окнами-бойницами с цветным стеклом, это три совершенно нетипичные для католицизма апсиды, две из которых обрамляют северный вход, а третья, самая высокая - южный, это перевернутая вверх ногами "псевдодеревянная" кровля, это белый ослепляющий свет снаружи и пещерный полумрак внутри, оживленный разносветием витражей. А теперь смотрите и выводы делайте сами.

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting
Панорама.

Северный фасад на мой взгляд по-театральному живописен. Тут есть глубина бесконечности и смотрящий на нее алтарь, симметрия входного портала, как дань архитектурной традиции, плотные кулисы леса, закрывающие и оберегающие капеллу с запада, оттуда, где умирает день.

Photobucket - Video and Image Hosting
Панорама.

Photobucket - Video and Image Hosting
Панорама.

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

В самой западной точке казалось бы отдельно от капеллы расположилась ее колокольня.
На самом деле эта точка - самая "высокая" в положенном на бок храме.

Photobucket - Video and Image Hosting

Перед тем, как мы зайдем внутрь капеллы, я хочу показать вам детали её экстерьера.

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting


Chapelle Notre-Dame-du-Haut de Ronchamp - интерьер



Внутрь капеллы можно пройти через "черный" северный вход. Почему не через главный? По очень простой причине. Дверь главного входа, украшенная авторской живописью Корбюзье - массивная плита, поворачивающаяся на центральной оси. Вероятно процесс этот долог и не прост , и я подозреваю, что в последний раз её открывали при освящении капеллы.

Проходя в дверь, я заметил краем глаза картинку перечеркнутого фотоаппарата, а поэтому с грустью убрал звуки камеры, сжал её в опущенной вниз руке и первые 20 минут украдкой нажимал на спуск. В результате первая полусотня кадров получилась в стиле ломографии.

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting
Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting
Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting
Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Эта ситуация меня расстроила. Впервые доехать за тысячи километров до Роншана и ограничиться только подпольной съемкой. Невесело. Но, как оказалось, не все потеряно. Внезапно подошла коллега по путешествию (обойдемся без имен) и радостно сообщила, что рядом с перечеркнутым фотоаппаратиком добавлено "Нельзя снимать со вспышкой!", а значит, без вспышки снимайте, сколько душе угодно. Что мы и начали немедленно делать, а глядя на нас и все остальные немногочисленные посетители.

Photobucket - Video and Image Hosting

Теперь об ощущениях. Интерьер капеллы в противоположность экстерьеру представляется очень небольшим, что вполне естественно. Толстая южная стена вместе с тремя камерными алтарями, расположенными в апсидах, съедают большую часть внутреннего пространства. Кроме того трапецивидность основного пространства усиливается "диагональной" конфигурацией участка сидений и кровлей, провисание которой значительно меньше в зоне главного алтаря. Все это вместе ...

Ronchamp-plan.JPG
...создает оптическую иллюзию удлинения пространства при взгляде от алтаря ...

Photobucket - Video and Image Hosting

... и соответственно расширяет его в противоположном направлении
(эффект знакомый многим из нас на примере площади Сан-Марко).

Photobucket - Video and Image Hosting
Наибольшее впечатление к моему удивлению производит относительно простая по композиции южная стена. То, что представлялось по ч\б фотографиям и чертежам простым набором разновеликих окон, на самом деле похоже на группу людей с разными взглядами и характерами. У некоторых из них есть имена, они лидируют в группе. Остальные просто несут свет жизни в придавленный темным потолком внутренний мир капеллы. А вот как раз тот самый знаменитый разрыв света между стенами и кровлей, который описан во всех учебниках, как главный световой элемент интерьера, мне показался недостаточным для выражения идеи отрыва.

Кликабельно !
Панорама!

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Главный алтарь в интерьере менее динамичен, чем его "близнец" снаружи. Здесь начинают работать совсем другие механизмы восприятия - в первую очередь "читается" Мадонна в окне (снаружи этот элемент вторичен), крест и маленькие окошки-звезды вокруг. Мне показалось, что Корбюзье пытался здесь рассказать вифлеемскую сказку на фоне аскетизма Святой Земли. Поэтому все просто, основательно и немногословно.

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting
Еще более пуританскими представляются малые алтари в апсидах. Тут нет совсем ничего лишнего, только человек внизу и Господь наверху. Ни добавить, ни убавить.
Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

... это все, что я хотел рассказать о нашем посещении сооружения великого мастера.

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting Photobucket - Video and Image Hosting

P.S. Выходя из капеллы, я посмотрел еще раз на перечеркнутый фотоаппарат. Рядом с ним было написано
"Do not take pictures even without flash".


с какой стороны не посмотришь- все время разный, словно другой!!

Здоровая штуковина :)

Браво !Сразу видно образованного человека, настоящего профессионала!

(no subject) (Anonymous) Expand
Ничего особенного. Я бы сказал наоборот. Бред полный. Никаких революционных или душераспирающих архитектурных решений.

Как же сильно деградировала архитектура за последнее столетие:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гауди

Огромное Вам спасибо!

Корбюзье - гений, безусловно. Его здание на Мясницкой до сих пор смотрится очень своременно, несмотря на то, что ему 70 лет.

В союзе был (и наверное есть еще) клон этого здания.
Под Вышним Волочком существует Академическая дача - поселок художников. Раньше все было под предводительством Академии Художеств. Поскольку место на отшибе и чиновники туда не ездили там каким-то образом умудрились пробить проект мастерских (индивидуальных!) и дома культуры. Построили все это в начале 80-х. Мастерские двухуровневые. На улицу выходят спальни, на другую сторону сами помещения для творчества с огромными окнами и видом на природу. Все это на полуострове между ручкой и заболоченным заливом. Так вот тот самый Дом культуры представляет ни что иное как клона Ратонды Карбюзье. Сверху даже колокола были чтобы на обед в столовую созывать. Вечером кино. Внутри художники выставку устраивали только что написанных работ. Жалко не получается фоток найти, но архитектор выдал именно Ратонду. И все ее так и называли.

К сожалению грамотность надо подтянуть. "Клон" - "неодушевлённое" существительное, и склоняется, как "стол", а не как "слон". Про "Ротонду" (которая пишется через О, а не через А (проверка - "ротор")) вообще не понятно. Капелла в РОншане - не РОТОНДА, потому что ротонда - это КРУГЛОЕ в плане сооружение...

Мне понравились только отдельные детали. В общем виде храм не произвёл впечатления, а вот фото, где изображены отдельные элементы выглядят очень красиво, как отдельные картины в стиле кубизма.
Капелла изнутри более интересна(для меня), чем снаружи-просто и оригинально. Почему то наружний её вид не вызвал такого же впечатленния...

Давно хотел посмотреть более подробный обзор внутри здания.

спасибо за статью, будто сама там побывала)
очень интересно, основательно и последовательно.
Ле Корбюзье--гений!

последняя строчка особенно порадовала
а здание действительно шедевральное, мелочи и детали решают все
мне кажется, сам Корбюзье представлял себе его другим, но по ходу строительства добавлял новые детали и элементы
спасибо за этот фоторепортаж!

Спасибо за подробную экскурсию, смаковала каждый кадр :)

1) (офф) модуляр!.. респект
2) (полу-офф) хороший фотограф сделает 100-200-300 фотографий письменного стола и все будут разными
3) (по сути) вспоминается "человек нового пещерного века". эстетика мегалитов.

нет теплоты

симбиоз тюрьмы, монастыря и средневекового замка..