ПОПУЛЯРНЫЙ КОРБЮЗЬЕ

Архитектура это определение порядков


Previous Entry Share Next Entry
КАСА КУРУЧЕ
прозрачный
george_44 wrote in corbusier

МАЛЕНЬКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ПРОГУЛКА
Каса КУРРУЧЕТ




Эстафета Олимпийского огня добралась до Буэнос-Айреса, в связи с этим вспомнилось об этом старом сообщении. В сообществе оно не публиковалось, так что самое время это сделать. Я его немного подредактировал и дополнил. Это как бы виртуальное путешествие с развернутыми комментариями к каждому снимку. Манера рассказа, возможно, немного более литературная, чем требуется, так что будьте снисходительны :)

****
Одна из небольших, но значительных достопримечательностей Аргентины - это Casa Curutchet, ом Курручет, спроектированный Ле Корбюзье в начале 50-х, в характерном для него ультрамодернистском стиле. Р
асположен он рядом с Буэнос-Айресом, в городе Ла Плата.

Эта вилла Корбюзье не слишком-то известна. Во многих монографиях, посвященных Корбюзье, о ней вообще ни слова. Это единственный жилой дом, построенный им в Америке, причем, строился он без непосредственного участия архитектора, по присланным чертежам. Хотя все это происходило довольно давно, более полувека назад, здание вполне сохранило свою архитектурную актуальность. И внешний вид и внутренняя его планировка очень необычны, нетрадиционны - в сущности, это настоящая шкатулка сюрпризов.

Каса Куручет, Ла Плата, Буэнос-Айрес
Фасад с улицы

"Дом на колоннах, - стена исчезает", - говаривал Корбюзье. Как видим, так оно и бывает - по крайней мере здесь. Фасад ажурный и легкий, просматривается буквально насквозь. Взгляните для сравнения на здание справа - вот вам наглядная разница между 19-м и 20-м веком. Внизу можно видеть отдельно стоящий портал входа. Любопытная деталь - "Сюда, пожалуйста, не ошибитесь дверью!" :))



Часть внутреннего дворика, вид с балкона второго этажа.

Проходишь сквозь портал внутрь и обнаруживаешь нечто такое, чего никак не ожидаешь, глядя на дом снаружи, - большущее, в два этажа пространство. По сути, это внутренний дворик-холл, с открытыми проемами со всех сторон. В глубине на снимке виден небольшой застекленный вестибюль с лестницей, ведущей наверх, в жилую часть.
Во множестве подымаются высокие стройные колонны (эти тонкие стойки из железобетона, были пунктиком у Корбюзье :))




Внутреннее пространство дворика.

Это взгляд в обратном направлении (для ориентации - внизу портал входа).
Не правда ли - впечатляет? Очень необычное пространство для жилого дома. Хотя в современных модерных виллах можно, пожалуй, увидеть и не такое.
Дворик-холл - это первый сюрприз, который преподносит здесь архитектор. По условиям жизни в Аргентине у дворика, вероятно, есть своя определенная функция, - заходя в дом с жаркой улицы, получаешь здесь возможность с облегчением смахнуть со лба пот и отдышаться :)


Помещение приемной

Это что-то вроде небольшой приемной на втором этаже. Первоначальный хозяин дома, Педро Курручет, был врачом по профессии, и это помещения его частной практики. Здесь имеется комната ожидания, приемная и сестринская.
Окно - во всю ширину стены, и во всю высоту - от пола до потолка. Пол "тераццо", выложен из розовой керамической плитки - деталь, вообще характерная для юга. Одним словом, современный, свежий, элегантный интерьер...
За окном видны солнцезащитные ребра, "солнцерезы" Корбюзье, - они как раз и служат основным элементом пластики главного фасада.



Вид на дворик из стеклянного холла с лестницей.

Значительную часть дворика занимают пологие рампы, связывающие этажи, - пандусы. Это обычный у Ле Корбюзье прием. Есть ли у них какая-то специальная функция? Наклонный пандус вместо лестницы - неплохой повод для неторопливой экскурсии по зданию, для так называемого "архитектурного променада" - по Корбюзье.



Надстройка-пентхауз на террасе


Терраса - это уже третий этаж. Надстройка-пентхауз, которая видна на снимке, собственно, и есть жилая часть дома. Здесь, на 3-м и 4-м этажах, сосредоточены практически все жилые помещения - гостиная, кухня, спальни...
В этом - очередной  сюрприз этой виллы (и наверно главная ее особенность): жилые пространства изолированы от всего остального и подняты высоко над землей. К тому же отодвинуты, отгорожены от улицы террасой. В этом можно усматривать определенную философию - может быть, даже несколько восточного свойства: поднявшись сюда, мы оказываемся (в переносном и буквальном смысле) вознесены над окружающим, над повседневной суетой, здесь можно спокойно отдыхать, заниматься домашними делами

Как можно видеть, у пентхауза тоже большие окна. Фактически сплошное окно-стена высотой в два этажа. Решение для жилого дома весьма смелое, особенно если учесть климат, в котором он построен... Укрыть помещения от прямых солнечных лучей помогают горизонтальные и вертикальные наружные ребра, "солнцерезы". Тополь тоже здесь кстати - выполняет ту же функцию.


Гостиная

Как видим, пространство "ливинг-рума" непростое, разворачивается во всех направлениях. Также и по вертикали. В центре виден объем в форме куба, с небольшими нишами, - можно поставить какие-нибудь статуэтки или стильную керамику. Характерная деталь дизайна 50-х. За этим объемом скрывается буфетная и кухня.
Сейчас эта вилла нежилая, принадлежит союзу архитекторов Ла Платы, используется как своеобразный архитектурный музей. Возможно, отсюда этот не слишком уютный вид интерьеров, характерный для полупустых музейных помещений. Впрочем, может, оно и к лучшему - не отвлекает никакая второстепенная мишура, архитектура выступает на первый план.


Двухсветная часть гостиной.

Гостиная двухсветная. Наверху, как можно догадаться, спальни, в глубине видна открытая лестница, связывающая все этажи. Как можно видеть, пространство не разделено перегородками, непринужденно перетекает из одного объема в другой. Белая краска стен "подтверждает" единство всего пространства дома. В этом характерная особенность архитектурной манеры Ле Корбюзье  - "открытый план".
Как и всюду в доме, пол здесь выложен плиткой. Для нас, жителей севера, это довольно непривычно.


Открытая лестница ведет на 4-й этаж, к спальным комнатам.
Опять же - свободное движение пространств, перегородки отсутствуют...


Причудливая игра форм в коридоре между спальнями.



Интерьер спальной комнаты.

Одна из стен спальной комнаты отделана древесиной - довольно распространенный прием в эпоху ар-деко, т.е. в 30-40-е годы.
Дерево в отделке, невысокий потолок - все это придает помещению теплый, интимный характер. Даже огромные окна не мешают впечатлению и выглядят вполне уместно. Встроенные шкафы и туалетный столик с круглым зеркалом - оригинальные, выполнены по дизайну самого Корбюзье.


Те самые деревянные поворотные жалюзи в спальне.  За ними видна гостиная. Помещения этажей невысокие, но благодаря "открытому плану" не кажутся тесными.


Вид из гостиной в сторону террасы. Такой вот необычный ракурс, "лягушечья перспектива", как говорят художники :)  Благодаря большим витринным окнам терраса фактически образует одно целое с гостиной.



Терраса


С террасы открывается замечательный вид на прилегающий парк. Как мы знаем, наличие в доме террасы - один из обязательных пяти пунктов известной доктрины Ле Корбюзье. У этой террасы вид вдобавок довольно необычный - благодаря высоко поднятому козырьку и структуре из ребер-"солнцерезов", которые не только образуют защиту от солнечных лучей, но и служат здесь также ограждением.


ДВА СЛОВА В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дом Курручета может считаться неплохой "машиной для жилья" (по известному афоризму Ле Корбюзье). Может быть, эта его концепция - жить высоко над землей, словно в скворечнике, - не выглядит слишком рациональной или слишком экономичной. Как бы то ни было, главные достоинства дома - в свежести архитектурных идей, в оригинальной пластике фасадов, в удивительной композиции связанных между собой пространств. Действительно, совершенно уникальный образец модернизма 50-х годов.  В начале 2008 года Аргентина подала заявку в ЮНЕСКО на включение дома Курручета в число зданий-памятников всемирного наследия. Такое предложение обычно означает, что государство согласно взять здание под свою защиту и обеспечить его полную сохранность.

________________________________________________________________________________________



ПЛАНЫ ЭТАЖЕЙ

1-й ЭТАЖ


2-й ЭТАЖ

3-й ЭТАЖ
   
                                                                                                                                            
4-й ЭТАЖ
     


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
НАДЕЮСЬ,  ЭТА АРХИТЕКТУРНАЯ ПРОГУЛКА ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ.
НАПИШИТЕ О СВОИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ


  • 1
спасибо за статью, интересно. действительно не встречала ранее этот объект Корбюзье. на планы было бы еще интересно посмотреть)

Рад, что вам понравилось. С планами дело такое - нужно их поискать :)
Как найдется, покажу.
Вас кажется можно поздравить со сдачей на бакалавра?

Поместил в сообщение планы, можете взглянуть.

да, диплом бакалавра я получила в феврале, можно теперь идти дальше) спасибо за планы, теперь все встало на свои места))

Спасибо, очень интересно было прогуляться :) и фотографии прекрасные.
А дерево - это точно тополь? Может быть даже известно какой?
Мне, как ландшафтному дизайнеру и арбористу, часто приходится сталкиваться с подобным расположением деревьев и, к сожалению, они всегда страдают от подобного близкого соседства.
Интересно, то ли это дерево, которое включил в конструкцию Л.К. или его уже меняли? Нет ли у Вас информации?

Пожалуйста :)
Насчет дерева - точно могу сказать, что это тополь (судя по переводу c исп.), но какой - затрудняюсь ответить. Похож на самый обычный. "Тот" ли самый? Информации точной у меня нет, но мне кажется, что да, тот самый. Почему бы и нет?

Я тоже думаю, что тот самый. Судя по печальному его виду. Скоро придется все равно менять - не может дерево хорошо себя чувствовать в таких условиях даже в Аргентине.
Жаль, что дом от этого потеряет чуть-чуть своей прелести... Но в Аргентине тополя растут даже быстрее, чем у нас :)

У вас интересная специальность, вообще - важная :)
У меня есть книга, довольно старая вообще-то, "Ландшафт и архитектура", очень увлекательно написана, зачитываюсь буквально.
А тополь, мне кажется еще вполне ничего себе. Просто снимок весной сделан, листочки не совсем распустились.

Спасибо.
У Вас, наверное, Саймондс? Это прекрасная книга. Многие считают, что лучшая и по сегодняшний день.

Верно, Саймондс. ЕЕ можно было бы переиздать с новыми иллюстрациями. Хотя это, наверно, не получилось бы, - только с автором.

Спасибо огромное! :) Не знаю, как для России, а для израильской действительности такая архитектура очень актуальна. Мне надо спроектировать до конца семестра школу-галерею искусств, так эта вилла просто кладезь идей.

Всегда пожалуйста! Желаю вам удачи в проекте.
Заглядывайте в corbusier еще :)

  • 1
?

Log in